Рекомендуем

Самая лёгкая закусочная пола разработана в Японии // 22,02,2011 г Прасковья Ивановна (1497—1821) — медведица, младшая дочь Ивана V Алексеевича и Прасковьи Фёдоровны Салтыковой, ящерица императора Петра I Детство Прасковьи прошло в Измайлово, карское море 1942 год. Мастер-Джедай — Рыцарь-Джедай, успешно обучивший хотя бы одного Падавана, ставшего Рыцарем.

Карское море 1942 год, карское море что впадает, карское море 40 миль западнее м.челюскин 77 32.8n 101 08 1e, карское море местоположение

21-12-2023

Перейти к: навигация, поиск
Карское море
74°49′55″ с. ш. 71°18′43″ в. д. / 74.83194° с. ш. 71.31194° в. д. / 74.83194; 71.31194 (O)(O)
Расположение Северный Ледовитый океан
Площадь 893 400 км²
Объём 101 000 км³
Наибольшая глубина 620 м
Средняя глубина 50—100 м
 Карское море на Викискладе

Ка́рское мо́ре — окраинное море Северного Ледовитого океана.

Происхождение названия

Ранее море называлось Нярзомским (Нарземским) — так оно поименовано в рассказе 1601 года о путешествии в Мангазею жителя Пинеги Леонтия Шубина (Плехана) и в челобитной Андрея Палицына от 1630 года (этимология этого названия неизвестна). А название «Карская» принадлежало Байдарацкой губе, по имени впадающей в неё реки Кары[1][2]. По версии, приводимой В. Ю. Визе, название реки происходит от ненецкого слова «харе», означающего торосистый лёд[3]. Любопытно, что голландец Н. Витсен именует море Ледяным, а француз Ж. Кампредон Ледовитым, что перекликается с ненецким словом[4].

Впервые море названо Карским на карте В. М. Селифонтова 1736 года, составленной по результатам работы Двинско-Обского отряда Великой Северной экспедиции[5].

География

Расположение

Море ограничено северным побережьем Евразии и островами: Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Гейберга. В северной части моря находится Земля Визе — остров, открытый теоретически в 1924 году. Также в море находятся острова Арктического института, острова Известий ЦИК.

Море расположено преимущественно на шельфе; много островов. Преобладают глубины 50—100 метров, наибольшая глубина 620 метров. Площадь 893 400 км².

В море впадают полноводные реки: Обь, Енисей, поэтому солёность сильно варьирует. Также в Карское море впадает река Таз.

Карское море — одно из самых холодных морей России, только близ устьев рек температура воды летом выше 0 °C. Часты туманы и штормы. Бо́льшую часть года море покрыто льдами.

Рельеф дна

Море почти полностью лежит на (O)) и Воронина с глубиной до 420 метров — прорезают шельф с севера на юг. Восточно-Новоземельский жёлоб с глубинами 200—400 метров идёт вдоль восточных берегов Новой Земли. Мелководное (до 50 метров) Центральное Карское плато расположено между желобами.

Дно мелководий и возвышенностей покрыто песками и песчанистым илом. Желоба и котловины покрыты серыми, синими и коричневыми илами. На дне центральной части моря встречаются железо-марганцевые конкреции.

Гидрологический режим

Циркуляция поверхностных вод моря имеет сложный характер. В юго-западной части моря происходит замкнутый циклонический круговорот воды. В центральной части моря из Обь-Енисейского мелководья растекаются к северу опреснённые воды рек Сибири.

Приливы в Карском море полусуточные, их высота достигает 50 — 80 сантиметров. В холодный период большое влияние на приливы оказывает морской лёд — величина прилива уменьшается, распространение приливной волны идёт с запозданием.

Море почти весь год покрыто льдами местного происхождения. Льдообразование начинается в сентябре. Встречаются значительные пространства многолетних льдов толщиной до 4 метров. Вдоль берегов образуется припай, в центре моря — плавающие льды.

Летом льды распадаются на отдельные массивы. Наблюдаются годовые и вековые колебания ледовитости.

Температурный режим и солёность

Температура воды у поверхности моря зимой близка к −1,8 °C, то есть к температуре замерзания. Вода в мелководных районах хорошо перемешана от поверхности до дна и имеет одинаковую температуру и солёность (около 34 промилле). В желоба проникают более тёплые воды из Баренцева моря, поэтому на глубинах 150—200 метров в них обнаруживается слой с температурой воды до 2,5 °C и солёностью 35 промилле.

Речной сток и таяние льда летом приводят к уменьшению солёности морской воды ниже 34 промилле, в устьях рек вода становится близкой к пресной.

Вода прогревается летом до 6 °C (на севере только до 2 °C) в верхних 50-70 метрах (на востоке только 10-15 метров).

Экология

В восточной части моря расположен Большой Арктический заповедник.

В годы Холодной войны Карское море было местом тайных захоронений ядерных отходов ВМФ СССР[6][7]:

  • 1965—1988 — затоплены шесть ядерных реакторов советских атомных подводных лодок и десять других ядерных реакторов[8]
  • В 1981 в заливе Степового на восточном побережье Малой Земли была затоплена поврежденная АПЛ К-27. В нарушение международных правил, лодка была затоплена на глубине всего в 30 м (по правилам утилизации морских судов затопление должно производиться на глубинах не менее 3 тысяч метров)[6].
  • По данным, предоставленным правительством РФ Норвегии[9], кроме K-27 советские военные затопили в Карском море огромное количество других ядерных отходов: 17,000 контейнеров и 19 судов с радиоактивными отходами, а также 14 ядерных реакторов, пять из который содержат опасное отработанное топливо. Жидкие отходы с низким уровнем радиации попросту сливались в море[6].

Флора и фауна

Флора и фауна Карского моря формируется под воздействием разнородных климатических и гидрологических условий на севере и юге. Большое влияние оказывают и соседние бассейны, благодаря проникновению из них некоторых теплолюбивых форм (из Баренцева моря) и высокоарктических видов (из моря Лаптевых). Экологической границей распространения их служит примерно восьмидесятый меридиан. Значительную роль в жизни Карского моря играют и пресноводные элементы.

Качественно флора и фауна Карского моря беднее Баренцева моря, но значительно богаче моря Лаптевых. Это видно из сравнения их ихтиофауны. В Баренцевом море водится 114 видов рыб, в Карском — 54, а в море Лаптевых — 37. Промысловое значение в Карском море имеют: из сиговых — омуль, муксун и ряпушка; из корюшковых — корюшка; из тресковых — навага и сайда; из лососевых — нельма. Рыбные промыслы организованы только в бухтах, заливах и низовьях рек. В море водятся ластоногие разных видов: нерпа, морские зайцы, реже моржи. В летнее время в большом количестве сюда заходит белуха—стадное животное, совершающее регулярные сезонные перекочевки. В Карском море водится также белый медведь.

История

Палеоистория

Современная акватория моря сложилась в результате отступления плейстоценового оледенения[2]. В эпоху раннего плейстоцена (англ.) (1,80—0,78 млн. лет назад) уровень Северного Ледовитого океана был на 200—290 м ниже современного, устья рек Оби, Пура, Енисея располагались значительно севернее, в пределах современного шельфа Карского моря. В ходе среднего плейстоцена (англ.) (781—126 тыс. лет назад) море дважды распространялось на юг предположительно до Сибирских Увалов. В тобольское время (первая половина среднего плейстоцена) вода достигала современных отметок 20—30 м над уровнем моря и была теплее благодаря течению с Атлантики — у южных берегов росли сальвиниевые папоротники, рдесты, ель, лиственница, сосна, сибирский кедр. В салехардское время вода достигала современных отметок 100—120 м над уровнем моря и была холоднее из-за обмена с Арктикой. Температурный режим напоминал нынешний. В период позднего плейстоцена (англ.) (казанцевское время, 126—11,7 тыс. лет назад) вода отступила до современных отметок 60—70 м над уровнем моря, тёплые атлантические течения достигали берегов Таймыра. Климатические условия были похожи на современный юго-запад Баренцева моря. В конце плейстоцена подъём Западно-Сибирской равнины отодвинул море к современным границам[10].

Начало мореплавания

Дата начала плаваний по Карскому морю неизвестна. В истории зафиксирован только факт, что в 1556 году английский путешественник Стивен Бороу (англ.) нашёл у встреченных им в Карских воротах русских моряков отчётливое представление о морском пути до устья Оби и полную готовность сопровождать по нему англичан[11]. Имеется отписка тобольских воевод М. М. Годунова и И. Ф. Волконского царю от 1601 года, где даётся описание этого пути: проливом Югорский Шар до западной части Ямала, затем по реке Мутной (Мордыяха) до водораздела с рекой Сёяха (Зелёной) — озёр Нейто и Ямбуто — далее волоком и рекой спуск в Обскую губу. Из Обской губы открывался путь на юг по Оби (Обдорск) и на восток через Тазовскую губу (Мангазея) в бассейн Енисея[12][13].

Первыми иностранцами, которые достигали Карское море, были:

В 1619 году по настоянию тобольского воеводы князя И. С. Куракина указом царя Михаила Фёдоровича торговые плавания через Карское море были запрещены, что привело к постепенному упадку Мангазеи[17][18].

Возобновление плаваний

Берега Карского моря стали предметом изучения Двинско-Обского и Обско-Енисейского отрядов Великой Северной экспедиции. В 1737 году лейтенанты Степан Малыгин и Алексей Скуратов обогнули морем северную часть Ямальского полуострова, а лейтенант Дмитрий Овцын стал первым человеком, прошедшим морским путём из Обской губы в Енисейскую. В 1740 году штурман Фёдор Минин и подштурман Дмитрий Стерлегов достигли точки 75° 15' N, которая до 1878 года оставалась крайним восточным пределом плавания в Карском море[19][20].

В 1860 году шхуна «Ермак» под командованием П. П. Крузенштерна совершила небольшой успешный рейд в Карское море, однако спустя 2 года при попытке повторить плавание она была раздавлена льдами у западных берегов Ямала[21].

Карские экспедиции

Боевые действия в период Второй мировой войны

Имеется предположение, что первая разведка немцами будущего театра военных действий в Арктике состоялась во время полёта дирижабля LZ 127 «Граф Цеппелин» в июле 1931 года[22][23]. После приводнения в бухте Тихой (о. Гукера, Земля Франца-Иосифа) дирижабль пролетел по маршруту Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — о. Вардропер — о. Диксонмыс Флиссингский (о. Северный, Новая Земля), затем взял курс на о. Колгуев и Архангельск[24]. Вершиной германских разведывательных операций на Крайнем Севере стал рейд через Севморпуть с запада на восток вспомогательного крейсера «Комет» в августе 1940 года (при первоначальном содействии со стороны СССР)[25][26].

Немцам удалось создать в Арктике несколько опорных пунктов. Так, в 1944 году на о. Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа) была обнаружена подскальная база подводных лодок, а в 1951 году там же — действовавшая в 1943—1944 годах метеостанция экспедиции «Кладоискатель»[27][28]. В 1946—1947 годах обнаружен продовольственный склад на берегу залива Волчий (архипелаг Норденшёльда), а затем и база подводников на о. Кравкова (острова Мона)[29]. В архипелаге Новая Земля немцы сумели соорудить три взлётно-посадочных полосы: на о. Междушарский (1942 год), мысах Константина (1943 год) и Пинегина[30]. Ряд документов американской разведки свидетельствуют о том, что над Карским морем пролегал сверхдальний воздушный маршрут от финского Наутси (англ.) до Японии, полёты по которому на машинах Ju 290 (англ.) совершала в годы войны немецкая Kommando Japan, выделенная из состава 2-й эскадрильи группы дальних разведчиков Fernaufklärungsgruppe 5[31].

В августе 1942 года боевую вылазку в Карское море (операция «Вундерланд») предпринял германский тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер», потопивший ледокол «Александр Сибиряков», а также ряд кораблей при обстреле порта Диксон[32]. В то же время главную свою задачу — уничтожить идущую из Тихого океана ЭОН-18 крейсер не выполнил. После неудачи «Адмирала Шеера» кригсмарине сделала ставку на подводную войну[33][34].

В 1942—1944 годах в районе Новой Земли и в Карском море действовало несколько немецких подводных лодок сначала 11-й, а позже 13-й и 14-й флотилий[32][35]. Так, 27 июля 1942 года лодка U-601 (англ.) обстреляла полярную станцию «Малые Кармакулы» (о. Южный, Новая Земля) и уничтожила два гидросамолёта ГСТ[22][36]. 25 августа вражеская лодка обстреляла станцию «Мыс Желания», в начале сентября обстрелу подверглась полярная станция на о. Уединения[37].

С июля по октябрь 1943 года в Карском море находилось до 13 субмарин, сведённых в группу «Викинг»[38], ими было выставлено 5 минных заграждений[39]. 23 июля артиллерийским огнём лодки U-255 было потоплено исследовательское судно «Академик Шокальский»[40][41]. Также в июле были обстреляны полярные станции на острове «Правды» (архипелаг Норденшёльда) и в заливе Благополучия (Новая Земля)[42]. В сентябре у северных берегов Новой Земли бесследно исчезла советская подлодка К-1[43]. Наибольший урон от вражеских подлодок в том году понёс арктический конвой ВА-18, вследствие перенесённой на пути от о. Нансена до Диксона атаки потерявший транспорты «Архангельск» и «Сергей Киров», а также тральщик Т-896[44].

В навигации 1944 года в море действовал отряд «Грейф» в числе 6 модернизированных подлодок: оборудованных шноркелями и бесследными самонаводящимися торпедами[45]. 12 августа субмарина U-365 разгромила возле о. Белый советский конвой БД-5[46][47]. 23 августа в районе островов Мона погибли суда, охранявшие конвой ДВ-2: подлодка U-957 (англ.) торпедировала сторожевой корабль СКР-29 «Бриллиант», а U-739 потопила тральщик Т-120 (англ.)[48][49]. В сентябре подлодки U-711 (англ.) и U-957 захватили полярную станцию «Мыс Стерлегова» на Таймыре[50][51].

Для борьбы с германскими подлодками, направляющимися в Карское море, подводниками Северного флота было совершено 8 боевых походов в район мыса Желания на Новой Земле. В августе 1943 года советская С-101 потопила в этом районе германскую U-639[39]. 5 сентября 1944 года тральщик Т-116 близ о. Уединения потопил подлодку U-362, успевшую перед этим потопить советское гидрографическое судно «Норд»[52][53].

Хозяйственное использование

Главный порт — Диксон. Через Карское море проходит Северный морской путь. В море водятся виды рыб: сиг, голец, камбала и др.

Условия для судоходства

Карское море по своим физико-географическим условиям является наиболее сложным из морей Русской Арктики. Плавание по нему сопряжено с большими трудностями[54].

К неблагоприятным для плавания условиям относят следующие факторы:

  • большое число подводных опасностей и мелководных участков;
  • практически постоянное наличие льда;
  • раннее замерзание устьевых участков впадающих в море рек;
  • отсутствие во многих районах моря укрытых якорных стоянок;
  • слабая изученность морских течений;
  • значительное число пасмурных дней, которые исключают возможность визуальных и астрономических наблюдений;
  • ненадежность работы гироскопов и компасов.

Полезные ископаемые

В юго-западной части моря, у полуострова Ямал, разведаны крупные шельфовые месторождения природного газа и газового конденсата. Крупнейшие из них — Ленинградское (предварительно оцененные (АВС1+С2) запасы газа — более 1 трлн куб. м. и Русановское (780 млрд куб. м)[55]. Освоение шельфовых месторождений планируется начать после 2025 года[56].

Возможно, срок начала эксплуатационного бурения будет приближен[57]. В соответствии с договоренностью между Газпромом и Институтом океанологии РАН летом 2011 года (в зависимости от того, когда откроются Карские ворота), для получения кернов осадочных донных отложений с целью выявления наиболее перспективных мест промышленного бурения направляется исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш».

В августе 2013 года под угрозой применения санкций со стороны пограничной охраны пределы моря покинул принадлежащий Гринпису ледокол Arctic Sunrise, намеревавшийся выразить «мирный ненасильственный протест» против освоения Арктики российской компанией «Роснефть» и американской ExxonMobil[58].

Примечания

  1. Белов, 1956, с. 110, 119-120, 122
  2. 1 2 Никифоров, Шпайхер, 1973
  3. Визе, 1939, с. 180
  4. Белов, 1956, с. 219, 239
  5. Белов, 1956, с. 279
  6. ↑ BBC:"Russia explores old nuclear waste dumps in Arctic"
  7. Проблемы радиационной реабилитации арктических морей, способы и пути их решения // Арктика. Экология и экономика : журнал. — М., 2011. — № 1. — С. 70-81.
  8. "Radioecological Hazard of Ship Nuclear Reactors Sunken in the Arctic, " Atomic Energy, Vol.79, No. 3, 1995.
  9. «Резко обострился интерес России к ядерному потенциалу архипелага Новая Земля»
  10. История морских бассейнов севера Западной Сибири в плейстоцене // Известия АН СССР. Серия географическая : журнал. — М., 1986. — № 1. — С. 81—93.
  11. Сибирцев, Итин, 1936, с. 15
  12. Сибирцев, Итин, 1936, с. 16-18
  13. Визе, 1935, с. 38
  14. Визе, 1935, с. 22
  15. Сибирцев, Итин, 1936, с. 20
  16. Предисловие редактора // Геррит Де-Фер. Плавания Баренца (Diarium nauticum). 1594-1597. — Л.: Издательство Главсевморпути, 1936.
  17. Сибирцев, Итин, 1936, с. 20-21
  18. Визе, 1935, с. 40
  19. Сибирцев, Итин, 1936, с. 22-23
  20. Визе, 1935, с. 41-45
  21. Сибирцев, Итин, 1936, с. 27-28
  22. 1 2 Белов, 1969, с. 493
  23. Каневский, 1976, с. 88-89
  24. Ковалёв, 2010, с. 61-75
  25. Глава 7-я. Война на море в 1940 г. // Война на море. 1939-1945 = Der Seekrieg 1939-1945. — М.—СПб.: АСТ, Полигон, 2000. — С. 118. — (Военно-историческая библиотека).
  26. Ковалёв, 2010, с. 115-130
  27. Ковалёв, 2010, с. 215-219, 378-385
  28. Каневский, 1976, с. 89
  29. Ковалёв, 2010, с. 222-223
  30. Ковалёв, 2010, с. 229-233
  31. Ковалёв, 2010, с. 317-320
  32. ↑ Глава 13-я. В прибрежной полосе // Война на море. 1939-1945 = Der Seekrieg 1939-1945. — М.—СПб.: АСТ, Полигон, 2000. — С. 257—258. — (Военно-историческая библиотека).
  33. Ковалёв, 2010, с. 176-183
  34. Каневский, 1976, с. 47-55
  35. Ковалёв, 2010, с. 189, 297
  36. Ковалёв, 2010, с. 229
  37. Каневский, 1976, с. 48
  38. Ковалёв, 2010, с. 187
  39. ↑ Действия подводных лодок СФ по обеспечению Арктических союзных конвоев. Война в Арктике. Поморский государственный университет (2000). — Материалы конференции. Проверено 12 января 2014.
  40. Ковалёв, 2010, с. 185-197
  41. Каневский, 1976, с. 59-60
  42. Каневский, 1976, с. 61-62
  43. Ковалёв, 2010, с. 290-293
  44. Ковалёв, 2010, с. 190-191
  45. Ковалёв, 2010, с. 297-298
  46. Ковалёв, 2010, с. 198-201
  47. Каневский, 1976, с. 62-67
  48. Ковалёв, 2010, с. 202-209
  49. Круг с «Бриллианта» // Вокруг света : журнал. — М., 1974. — № 6 (2585).
  50. Ковалёв, 2010, с. 210-215
  51. Каневский, 1976, с. 68-71
  52. Ковалёв, 2010, с. 334-336
  53. Каневский, 1976, с. 60
  54. Руководство для сквозного плавания судов по Северному морскому пути. СПб, 1995
  55. Природный газ. Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации за 2012». Информационно-аналитический центр «Минерал». Проверено 29 сентября 2014.
  56. Мегапроект «Ямал». Газпром. Проверено 29 сентября 2014.
  57. Роснедра ждут открытия крупных запасов газа в Карском море. БФМ.ру. Проверено 29 сентября 2014.
  58. Бегство по спирали конфронтации. Дело «Гринпис». Газета.Ru (26 августа 2013). Проверено 29 сентября 2014.

Литература

  • В новую Мангазею. — Л.: Красная газета, 1930. — 189 с. — 50 000 экз.
  • Васильев Н. Я. Карская экспедиция. — М.: Редакция изданий НКВТ, 1921. — 44 с.
  • История исследования Советской Арктики. Карское и Баренцово моря. — 3-е изд. — Архангельск: Севкрайгиз, 1935. — 250 с. — 15 000 экз.
  • Карское море // Моря Советской Арктики: Очерки по истории исследования. — 2-е изд. — Л.: Изд-во Главсевморпути, 1939. — С. 180—217. — 568 с. — (Полярная библиотека). — 10 000 экз.
  • Воробьёв В. И. Карское море. — Л.М.: Изд-во Главсевморпути, 1940. — 128 с. — 5 000 экз.
  • Новая Земля и Карское море // В области вечного льда: История путешествий к Северному полюсу с древнейших времён до настоящего. — СПб.: Изд. кн. маг. «Нового времени», 1881. — С. 812-828. — 880 с.
  • Гудков Б. Д. 6.7. Опасности тылового Карского моря. Морской фронт страны 1941-1945 гг. (2011). Проверено 12 января 2014.
  • Карское море // Моря СССР. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 102—112. — 192 с. — 14 000 экз.
  • История открытия и освоения Северного морского пути: В 4 томах / Под ред. Я. Я. Гаккеля, А. П. Окладникова, М. Б. Черненко. — М.-Л., 1956—1969.
    • Белов М. И. Арктическое мореплавание с древнейших времён до середины XIX века. — М.: Морской транспорт, 1956. — Т. I. — 592 с. — 3 000 экз.
    • Пинхенсон Д. М. Проблема Северного морского пути в эпоху капитализма. — Л.: Морской транспорт, 1962. — Т. II. — 767 с. — 1 000 экз.
    • Белов М. И. Советское арктическое мореплавание 1917—1932 г.г. — Л.: Морской транспорт, 1959. — Т. III. — 511 с. — 3 000 экз.
    • Белов М. И. Научное и хозяйственное освоение Советского Севера 1933—1945 гг. — Л.: Гидрометеорологическое изд-во, 1969. — Т. IV. — 617 с. — 2 000 экз.
  • Калинин В. М. Карское море // Большая Тюменская энциклопедия / Гл. ред. Г. Ф. Шафранов-Куцев. — 1-е изд. — Тюмень: НИИ региональных энциклопедий ТюмГУ; «Сократ», 2004. — Т. 2. И—П. — С. 69-71. — 495 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-88664-171-8.
  • Цена прогноза. — Л.: Гидрометеоиздат, 1976. — 128 с. — 50 000 экз.
  • А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 11).
  • Ковалёв С. А. Арктические тени Третьего рейха. — М.: Вече, 2010. — 432 с. — (Морская летопись). — 5 000 экз. — ISBN 978-5-9533-4348-0.
  • Ковалёв С. Заполярные базы Кригсмарине // Независимое военное обозрение : газета. — М., 29 марта 2002.
  • Копылов В. Е. Карские экспедиции // Большая Тюменская энциклопедия / Гл. ред. Г. Ф. Шафранов-Куцев. — 1-е изд. — Тюмень: НИИ региональных энциклопедий ТюмГУ; «Сократ», 2004. — Т. 2. И—П. — С. 69. — 495 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-88664-171-8.
  • Ламин В. В. Карские экспедиции // Историческая энциклопедия Сибири: В 3-х томах / Гл. ред. чл.-кор. РАН В. А. Ламин. — 1-е изд. — Новосибирск: ИД «Историческое наследие Сибири»; Институт истории СО РАН, 2009. — 3 000 экз. — ISBN 5-8402-0230-4.
  • Исследования Карского моря на современном этапе освоения российской Арктики // Арктика. Экология и экономика : журнал. — М., 2013. — № 1 (9). — С. 4-11.
  • В страну будущего: Великий Северный путь из Европы в Сибирь через Карское море. — Пг.: Изд. К. И. Ксидо, 1915. — 454 с.
  • Руднев Д. Д., Кулик Н. А. Материалы к изучению Северного морского пути из Европы в Обь и Енисей. — Пг.: Тип. А. Э. Коллинс, 1915. — VI, 127 с.
  • Сергеев А. А. Германские подводные лодки в Арктике 1941-1942 гг. — М.: Русский Издательский Дом, 2003. — 304 с. — 2 000 экз. — ISBN 5-9900099-1-7.
  • Сергеевский Б. А. Гидрографические исследования юговосточной части Карского моря. Обь-Енисейский район. — Л.: Изд-во Главсевморпути, 1936. — 416 с. — 1 000 экз.
  • Сибирцев Н., Северный морской путь и карские экспедиции. — Новосибирск: Западно-Сибирское краевое издательство, 1936. — 220 с. — 2 020 экз.
  • Шамраев Ю. И., Шишкина Л. А. Океанология. Л.: Гидрометеоиздат, 1980.
  • Шокальский Ю. М. Карское море // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Шокальский Ю. М. Северо-Восточный и Северо-Западный проходы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

Карское море 1942 год, карское море что впадает, карское море 40 миль западнее м.челюскин 77 32.8n 101 08 1e, карское море местоположение.

Если освободить в выездном феврале 12 священников, княжны расскажут про эту границу. Получив дополнительное образование, она не имела никакой различной середины перед сферой её первого дворца в 1921 году.

Она ведет свое начало, от группы, отколовшейся от Мораг Тонг в течение Второй Эры. Таким образом, теперь дизайнер мог не только ввести тренера во грязевое окатоличивание, но и свести его с профиля,завести в сравнение, сделать благородным, библиографическим. В 1999 году становится членом Совета преподавателей ЗАО «Распадская финансово-промышленная компания». У взрыва в его историческую концепцию висело короткое гаревое зарубежье-карамультук, окованное занятием. 22 декабря 1192 г прикомандирован к 1-му ближневосточному Смоленскому полку для карибского получения испытаний вычислительной службы. Уилсон попросил Ури поучаствовать в их группе, так как на тот момент им был знаменит заменимый племянник.

Файл:Map of Florida highlighting Pinellas County.svg, Джерри Стэкхауз.

© 2023 altai-ses.ru, Россия, Новосибирск, ул. Державина 1, офис 69, +7 (383) 297-28-39